ЧЕГО БОЯТСЯ СОБАКИ...


                  Журнал «ЗооЛюкс» , №6, 2009                                                                            М.Мазанько                 Чего боишься, пёс?

    • Нередко хозяева смотрят на своего пса как на некую абстрактную идеальную собаку, сошедшую со страниц художественного произведения. Они джут, что он с первых дней появления в доме будет вести себя как рыцарь без страха и упрёка. Забыв, что без инстинкта самосохранения предки собаки не выжили бы в борьбе за существование, люди воспринимают его проявления у домашнего пса как личную трагедию, разочаровываются в своём питомце и навсегда теряют с ним контакт.
    • Конечно, поведение собаки во многом зависит и от породы, и от наследственности. Потомки иных родителей заведомо не будут вступать в бой с сильным противником, чтобы защитить хозяев или собственную честь, а предпочтут удрать или гавкать на безопасном расстоянии. Но даже если с наследственностью у собаки всё в порядке, например, несколько поколений её предков успешно несло караульную службу, это ещё не является гарантией будущего бесстрашия. Во многом оно зависит от правильного воспитания щенка, от того, сумеют ли хозяева «оттеснить» инстинкт самосохранения собаки на задний план, или он станет доминирующим и будет определять все её поступки.
    • Пожалуй, главное, что нужно для воспитания бесстрашия, - это избавиться от собственных страхов, что собака  может вырасти трусливой. Пока щенок ещё маленький, ждать от него проявления бойцовских качеств не стоит.
    • Правда, у месячного щенка инстинкт самосохранения развит ещё слабо – ведь в природе в этом возрасте щенки находятся под защитой матери и не отходят от родной норы. Когда щенок в месяц-два попадает к новым хозяевам, он довольно быстро адаптируется и в пределах своей квартиры начинает вести себя уверенно. Многие хозяева принимают это за смелость. Нет, это всего лишь его неопытность: для него нет ещё понятия «чужак», об опасностях он ничего не знает.
    • Лишь с 2-3 месяцев щенок начинает различать своих и чужих, проявлять недоверчивость к посторонним (не членам «его стаи»). Поскольку уверенности в своих силах  у него пока нет, начинают проявляться страхи и, соответственно, пассивно-оборонительная реакция. Всё это идёт из глубины веков. Было бы странно, если бы щенки пытались наравне с взрослыми собаками охранять свою территорию. Это, безусловно, в их задачу не входило, сначала им необходимо было выжить в таящем опасности мире, а уж потом стать в свой черёд защитником стаи.
    • Когда домашний щенок сталкивается на улице с взрослой собакой, он в большинстве случаев принимает позу подчинения - приседает на задних лапах, прижимает уши, оттягивает уголки пасти, старается облизать взрослой собаке морду, а то и опрокидывается на спину, подставляя брюшко для обнюхивания. Так же могут вести себя и молодые собаки при встрече со старшей, «матёрой».
    • При этом манеры собак играют важную, но не решающую роль. Многое зависит от запаха, мимики, позы. Так порой рослый мальчишка чувствует себя менее уверенно, чем взрослый, пусть невысокий, мужчина. Правда, при слишком большой разнице в размерах собака может «не признавать» в другой собаке своего сородича. Так, например, дог может не считать болонку или тойтерьера за собаку; соответственно, ритуал при их встрече отсутствуют.
    • Многие хозяева, к сожалению, не дают щенкам общаться с сородичами, опасаясь инфекции и собачьих конфликтов. Порой «изоляция» вызвана тем, что его питомец принимает позу подчинения.
    • Напрасно: такое поведение естественно, оно вовсе не означает, что щенок вырастет трусом.
    • Конечно, можно вырастить щенка и без контакта с сородичами; однако при этом надо иметь в виду, что такие собаки, как правило, менее интересны и своеобразны, чем те, что могли общаться с собратьями. Это и понятно – что будет, например, если человека в детстве изолировать от себе подобных? Собака лишённая общества в ту пору, когда формировалась её психика, похоже, скорее всего, так и не сможет привыкнуть общаться с другими собаками, она не сумеет вести себя правильно в «собачьем обществе», соблюдать ритуал. А это может вызвать агрессивное поведение собратьев. При этом вряд ли она сумеет за себя постоять, ведь в отличие от тех, кто рос в обществе, она своевременно не отработала в игре приёмы драки. После нескольких трёпок собака станет трусить перед сильными и проявлять повышенную злобность по отношению к слабым.
    • Примеров можно привести очень много. Огромного кобеля восточноевропейской овчарки хозяин вот уже 4 месяца не может заставить подойти к собачьей площадке, когда там гуляют другие собаки, из-за того, что в первый раз его отважились познакомить с сородичами в 11 месяцев. Доберман-пинчер с неплохими служебными качествами при встречах с другими собаками с ходу старается укусить, а при резком отпоре может удрать.
    • Иногда щенячья робость перед взрослой собакой по вине хозяина переходит в панический ужас. Это происходит, когда щенка при появлении другой собаки хватают на руки, да ещё не могут удержаться при этом от испуганных возгласов. В сознании щенка прочно закрепляется страх перед всеми собаками. Ещё бы! Если даже хозяин, «вожак его стаи», боится, то что же делать ему, маленькому и слабому?
    • Лучше всего во взаимоотношения собак вообще не вмешиваться. Даже если они подрались, не пугайтесь, не впадайте в панику - растаскивать драчунов надо всегда спокойно. Это будет лучшей поддержкой для вашего друга.
    • Если вашего щенка сильно покусала старшая собака, не начинайте его жалеть, причитать над ним – этим вы только усугубите его страх. Лучше похвалите его твёрдым и весёлым голосом: «Молодец! Вот мы его!»   собаки – ипохондрики. Если ваш щенок научится себя жалеть – смелости ему это не прибавит.
    • Разумеется, если вы знаете, что идущая навстречу собака ведёт себя агрессивно по отношению к щенкам, надо постараться избежать встречи, но не показывая щенку своего страха, не роняя своего и его достоинства. Лучше всего изменить направление, отвлекая его игрой. Если же вы не знаете, как поведёт себя, не стесняйтесь спросить у хозяев, и если они сообщают о её злобности, попросите придержать, сами, в свою очередь, придержите щенка, не давайте ему её  дразнить.
    • Соблюдая эти  в общем-то несложные правила, вы создадите благоприятные условия для формирования характера своей собаки. Со временем ритуал её встреч с сородичами изменится; поза подчинения станет менее явной, перед некоторыми соплеменниками она уже не будет заискивать, а затем и кое-кто из них начнёт заискивать перед ней. Теперь всё будет зависеть от её силы и от опыта стычек, которые она приобретёт.
    • Правда, это ещё не гарантирует её абсолютного бесстрашия. Смелость у большинства собак - величина непостоянная, на неё влияет, например, «фактор территории». Как правило, на своей территории - в квартире, вольере, саду - собака чувствует себя более уверенно. На нейтральной территории - например, на дрессировочной площадке, в местах выгула и т.п. – степень уверенности зависит от того, насколько хорошо эта территория ей знакома. Обычно там, где собака бывает постоянно, где она неоднократно оставляла свои метки, знает тех, кто обычно там гуляет (и чужие запахи рождают в ней образы не мифических чудовищ, а известных ей Рекса, Дези и Джека), она более уверена в себе, чем в совершенно незнакомом месте.
    • Если же собака попадает на чужую территорию - в чужую квартиру, сад, на ветстанцию,- она может и совсем растерять свою уверенность. В замечательной книге английского ветврача Джеймса Хэрриота « О всех созданиях - прекрасных и удивительных» приводится наблюдение: « Я мог бы перечислить десятки собак, которые у себя дома просто в клочья готовы были изорвать дерзкого, посмевшего им перечить, но превращались в смиреннейших вилятелей хвостом, едва переступали порог приёмной». Под этим может подписаться любой ветврач, работавший в клинике.
    • Ещё один фактор смелости - поводок. Собака на поводке более смела и агрессивна, чем без него. Зачастую собаку можно подтравить, взяв её на поводок или за ошейник. Нередко собака, рвущаяся в бой, пока она на поводке, если её отпускают, обегает противника десятой дорогой. Мне представляется, что поводок для собаки обозначает «её» личную территорию; впрочем, тут, видимо, возможны и другие объяснения.
    • Для многих собак характерно недоверчивое отношение к постороннему человеку. Ведь он - «чужак», свою территорию от него надо охранять, на чужой - остерегаться. Возможно, играет свою роль и то, что собака далеко не всегда может понять человека - уж слишком разные у нас с ней системы общения. Например, пристальный взгляд для собаки - угроза. Резко протянутая сзади к загривку рука, пусть и с целью погладить,- опасность.
    • Проявляться это «неприятие» может по-разному: одна собака постарается удрать, другая может пойти в атаку. Агрессивно будет вести себя и перепуганная собака, если решит, что её «загнали в угол». Самым трагичным из подобных случаев, известных автору, был следующий. Взрослого кобеля добермана драли по каждому поводу, причём если пёс огрызался, побои бывали особенно жестокими. Однажды во время особенно сильной порки пёс, хоть и был запуган до предела, цапнул хозяина за ногу. Разъярённый хозяин привязал его к дереву и стал охаживать арматурным прутом. Обезумевший пёс выкрутился из ошейника, бросился на хозяина, изорвал его, а затем сбежал.
    • Собаке, особенно не обученной, свойственно бояться активно нападающего человека. Причём собака очень тонко чувствует отличие «игровой» ситуации на занятиях по ЗКС от реальной, в которой ей может грозить опасность.
    • Поэтому не вините своего пса, если он увернулся от замахнувшегося на него человека, шарахнулся от поднятого повода или палки. Чтобы воспитать хорошую служебную собаку, её надо правильно дрессировать. Как показывает опыт, курс так называемой защитно-караульной службы, а также обучение по вошедшему у нас в моду «международным правилам дрессировки собак » развивают скорее цирковое мастерство, нежели «служебность». Даже имея хорошие задатки, собака останется «полуфабрикатом»; проверка её возможностей в ситуации, близкой к реальной, как правило, показывает, что надеяться на неё в серьёзном конфликте нельзя.
    • Бывает, что взрослая собака, характер которой давно сформировался, вдруг начинает проявлять несвойственную ей ранее трусость. Очень часто это является признаком (порой первым) какого-либо заболевания. В практике автора было множество таких случаев. Огромный дог, хороший «служака» и записной драчун, вдруг стал побаиваться собак. Хозяева недоумевали, однако никаких мер не приняли. А через неделю собаке стало совсем плохо. Осмотр показал, что у пса обширный инфаркт. Поскольку помощь запоздала, спасти его так и не удалось.
    • Храбрый и довольно задиристый ризен стал избегать конфликтов с собаками, перестал защищать хозяев. Вскоре он захромал, причём хромота быстро прогрессировала. Обследование показало, что у собаки тяжёлый артрит. Лечение в целом оказалось эффективным, и характер пса стал прежним. Однако в сырую, холодную погоду болезнь давала о себе знать, в эти дни возвращалась и трусость.
    • Часто собаки бывают трусоватыми из-за того, что с ними мало гуляли, либо неправильно их кормили, либо они перенесли тяжёлое инфекционное заболевание. Чувствуя свою слабость, собака инстинктивно старается избегать острых ситуаций.
    • Даже наиболее храбрым псам присущ страх перед некоторыми незнакомыми предметами, звуками, явлениями. Наверное, каждый собаковод наблюдал, как его собака шарахается от застрявшего в кустах пакета, старого пня или перевёрнутого мусорного бака. Иногда дело доходит до курьёза. Взрослый, отчаянно храбрый боксёр испугался тачки с мётлами и вёдрами, покрытой брезентом. Молодой ротвейлер удрал, а потом с солидного расстояния облаивал деревянные скульптуры в парке. Взрослые овчарка и сенбернар дали дёру от щенка эрделя, который, сцапав за край большой картонный ящик и практически надев его себе на голову, поскакал к ним поиграть.
    • Не огорчайтесь, если ваша собака попадает в такую ситуацию. Страх перед чем-то непонятным не свидетельствует о трусости, и лучше всего сделать вид, что вообще ничего не произошло. Можно и подойти к « страшной» вещи, показав своему псу, что в ней нет ничего ужасного. Но не подтаскивайте его туда насильно, иначе страх может закрепиться.
    • Как правило, у нормальных городских собак, которых не старались оградить от любых раздражителей, страхи проявляются реже. Более того, такие собаки легко адаптируются в самых разных ситуациях, не пугаются и большинства звуковых раздражителей, например, громких хлопков, выстрелов. А вот собаки, которых содержали в тепличных условиях, поздно познакомили с улицей, которые не привыкли к меняющейся обстановке, новым предметам и звукам, как правило, более трусливы и порой до конца жизни при любой реальной или мнимой опасности проявляют пассивно-оборонительную реакцию.
    • То же можно сказать и про собаку, выросшую «на природе» и попавшую в город. Правда, она в конце концов может адаптироваться, если только нервная система у неё не испорчена. Но первоначально страхов у такой собаки больше, чем у обычной городской.
    •  
    •  Много неприятностей собаководам может причинить страх собаки перед транспортом. К машинам, поездам и т.п. щенка надо приучать с раннего возраста. Иногда стоит гулять с ним по оживлённым улицам, вдоль железных дорог (при этом, разумеется, не отпуская с поводка). Ни в коем случае не хвалите его, когда он облаивает машины,- в будущем это может стоить ему жизни. Наоборот, строго одёрните, возможно, стоит и наказать.
    • Большинство собак испытывает дискомфорт, впервые оказавшись в машине или поезде. Однако если психика у собаки здоровая, а в машинах ей приходится ездить часто, она, как правило, к ним привыкает.
    • Если собака с непривычки начинает в машине метаться или выглядит слишком несчастной и испуганной, не старайтесь обнять её и прижать к себе. Кстати, это относится ко всем ситуациям, когда собака испытывает страх. Дело в том, что она, как и любой зверь, в минуту опасности должна чувствовать некоторую свободу. Если её этой свободы лишить, страх перейдёт в панику. Тем более, если собака испугалась, её ни в коем случае нельзя за это наказывать.
    • Конечно, здесь перечислены далеко не все ситуации, в которых собака может проявить страх. Зачастую хозяину приходится экспромтом искать выход. В таком случае надо помнить о главном: плохо не то, что собака чего-то испугалась, ведь она живое существо, гораздо ближе нас стоящее к природе, меньше нас понимающее созданный нами окружающий мир, а значит, в человеческом понимании более пугливое. Плохо, когда в результате неумелого обращения собака становится патологически трусливой и начинает бояться всего.
    • Чтобы этого не случилось, постарайтесь трезво оценить характер вашего друга- это поможет развить его достоинства и сгладить недостатки. В обращении с собакой будьте всегда уверенны и спокойны, мудры и бесстрашны -  как и подобает Человеку.